Памятник морякам крейсера "Слава", погибшим при выполнении боевого задания 5 октября 1946 года
Крейсер «Слава» (первое его имя было «Молотов») был заложен 14 января 1937 года на заводе №198 им.Марти в Николаеве (заводской номер 329), спущен 7 мая 1939 года, вступил в строй 14 июня 1941 года. На начало ВОВ «Молотов» — единственный корабль оснащенный новейшей РЛС «Редут-К» и гидросамолетом, стартующим с катапульты. РЛС позволяла заранее обнаруживать самолеты противника.
Водоизмещение стандартное 8200 т., полное 9780 т. Размерения 191.2x17.54x7.2 м
Воружение: 9(3х3) — 180/57, 6 — 100/58 Б34, 10 — 45 мм 21К, 13 — 37мм 70К,
и 8 пулеметов ДШК. 2х3 НТА 530 мм, 150/96 мин заграждения, 2 бомбомета БМБ-1
Бронирование: пояс 70 мм, палуба 50 мм, траверз 70 мм, рубка 150/100 мм, башни главного калибра 70/50 мм
Механизмы 2 паротурбинные установки Харьковского завода 137000 л.с, 2 винта
Скорость 36 узлов Дальность плавания 3860 миль. Экипаж 862 человека.
За годы Великой Отечественной войны крейсер «Слава» совершил 14 боевых походов; свыше 11 тысяч миль прошел он по опасным морским дорогам, произвел 108 артиллерийских стрельб; при обороне Севастополя было выпущено по врагу более 3 тысяч крупнокалиберных снарядов.
Результаты всей этой боевой работы внушительны. Только под Севастополем огнем крейсера разбито 17 вражеских артиллерийских батарей и 3 железнодорожных состава с боеприпасами. Сбито в воздухе и уничтожено на аэродромах 13 самолетов. Сожжены несколько десятков танков и автомобилей с войсками и боезапасом.
За время обороны «Слава» доставила в Севастополь 9440 бойцов и командиров, подразделение «катюш», 560 орудий, 45 минометов, 16800 винтовок, 3680 автоматов и пулеметов, 10 вагонов авиабомб, 145 вагонов боеприпасов. Крейсером было вывезено из осажденного Севастополя более 6000 раненых бойцов, женщин и детей.
250 моряков «Славы» дрались с врагом на сухопутных фронтах в Одессе и Севастополе, под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Новороссийском, Старой Руссой, участвовали в битвах на Курской дуге, за Киев и Берлин, в форсировании Днепра и Дуная, в Керченско-Феодосийской десантной операции, в десантах под Одессой и на Малой земле.
За храбрость, мужество и героизм 530 воинов крейсера награждены орденами и медалями, а старшим краснофлотцам А. Головкину и Г. Лишакову присвоено звание Героя Советского Союза.
В основу проекта, получившего номер 26, был положен теоретический чертеж крейсера "Эудженио ди Савойя" итальянской фирмы "Ансальдо". Для "Эудженио ди Савойя" первоначально предназначалась и главная энергетическая установка, которую теперь итальянцы решили продать СССР. Прект оказался удачным и корабль получился живучим. При торпедной атаке 3 августа 1942 г. Торпеда попала в шпангоут и кораблю оторвало 20 метров кормовой части. Вместе с рулем и рулевой машиной. Гребные валы и винты остались, правда один вал был сильно погнут. Кроме того отогнутый обрывок кормовой обшивки работал как руль, вводя корабль в циркуляцию. В кормовых отсеках погибло 18 человек. Однако в ГКП эти повреждения заметили не сразу и корабль дошел своим ходом до Поти под непрекращающимися атаками торпедоносцев и торпедных катеров противника.
5 октября 1946-го на "Молотове" при выполнении стрельб на Тендровском рейде в перегрузочном отделении второй башни главного калибра воспламенился заряд. Затопив башню, моряки предотвратили взрыв корабля. При этом погибли старшина и 22 матроса, 20 получили ожоги и увечья. На корабль прибыли командующий флотом Ф.С.Октябрьский, командующий эскадрой С.Г.Горшков, позже главком ВМС Н.Г.Кузнецов. Комиссия установила: личный состав, соблюдая все установленные правила и инструкции, действовал правильно и преградил путь огню. Пожар в башне явился следствием конструктивной недоработки элеватора.
Крейсер «Слава» (первое его имя было «Молотов») был заложен 14 января 1937 года на заводе №198 им.Марти в Николаеве (заводской номер 329), спущен 7 мая 1939 года, вступил в строй 14 июня 1941 года. На начало ВОВ «Молотов» — единственный корабль оснащенный новейшей РЛС «Редут-К» и гидросамолетом, стартующим с катапульты. РЛС позволяла заранее обнаруживать самолеты противника.
Водоизмещение стандартное 8200 т., полное 9780 т. Размерения 191.2x17.54x7.2 м
Воружение: 9(3х3) — 180/57, 6 — 100/58 Б34, 10 — 45 мм 21К, 13 — 37мм 70К,
и 8 пулеметов ДШК. 2х3 НТА 530 мм, 150/96 мин заграждения, 2 бомбомета БМБ-1
Бронирование: пояс 70 мм, палуба 50 мм, траверз 70 мм, рубка 150/100 мм, башни главного калибра 70/50 мм
Механизмы 2 паротурбинные установки Харьковского завода 137000 л.с, 2 винта
Скорость 36 узлов Дальность плавания 3860 миль. Экипаж 862 человека.
За годы Великой Отечественной войны крейсер «Слава» совершил 14 боевых походов; свыше 11 тысяч миль прошел он по опасным морским дорогам, произвел 108 артиллерийских стрельб; при обороне Севастополя было выпущено по врагу более 3 тысяч крупнокалиберных снарядов.
Результаты всей этой боевой работы внушительны. Только под Севастополем огнем крейсера разбито 17 вражеских артиллерийских батарей и 3 железнодорожных состава с боеприпасами. Сбито в воздухе и уничтожено на аэродромах 13 самолетов. Сожжены несколько десятков танков и автомобилей с войсками и боезапасом.
За время обороны «Слава» доставила в Севастополь 9440 бойцов и командиров, подразделение «катюш», 560 орудий, 45 минометов, 16800 винтовок, 3680 автоматов и пулеметов, 10 вагонов авиабомб, 145 вагонов боеприпасов. Крейсером было вывезено из осажденного Севастополя более 6000 раненых бойцов, женщин и детей.
250 моряков «Славы» дрались с врагом на сухопутных фронтах в Одессе и Севастополе, под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Новороссийском, Старой Руссой, участвовали в битвах на Курской дуге, за Киев и Берлин, в форсировании Днепра и Дуная, в Керченско-Феодосийской десантной операции, в десантах под Одессой и на Малой земле.
За храбрость, мужество и героизм 530 воинов крейсера награждены орденами и медалями, а старшим краснофлотцам А. Головкину и Г. Лишакову присвоено звание Героя Советского Союза.
В основу проекта, получившего номер 26, был положен теоретический чертеж крейсера "Эудженио ди Савойя" итальянской фирмы "Ансальдо". Для "Эудженио ди Савойя" первоначально предназначалась и главная энергетическая установка, которую теперь итальянцы решили продать СССР. Прект оказался удачным и корабль получился живучим. При торпедной атаке 3 августа 1942 г. Торпеда попала в шпангоут и кораблю оторвало 20 метров кормовой части. Вместе с рулем и рулевой машиной. Гребные валы и винты остались, правда один вал был сильно погнут. Кроме того отогнутый обрывок кормовой обшивки работал как руль, вводя корабль в циркуляцию. В кормовых отсеках погибло 18 человек. Однако в ГКП эти повреждения заметили не сразу и корабль дошел своим ходом до Поти под непрекращающимися атаками торпедоносцев и торпедных катеров противника.
5 октября 1946-го на "Молотове" при выполнении стрельб на Тендровском рейде в перегрузочном отделении второй башни главного калибра воспламенился заряд. Затопив башню, моряки предотвратили взрыв корабля. При этом погибли старшина и 22 матроса, 20 получили ожоги и увечья. На корабль прибыли командующий флотом Ф.С.Октябрьский, командующий эскадрой С.Г.Горшков, позже главком ВМС Н.Г.Кузнецов. Комиссия установила: личный состав, соблюдая все установленные правила и инструкции, действовал правильно и преградил путь огню. Пожар в башне явился следствием конструктивной недоработки элеватора.
Памятник расположен в центральном сквере города
Адрес: ул. Торговая, 18-а
Комментариев нет:
Отправить комментарий